Основные методы сказкотерапии:
1. Рассказывание сказки.
2. Рисование сказки.
3. Сочинение сказки.
4. Изготовление кукол.
5. Постановка сказки.
Метод «Рассказывание сказки»
Любое рассказывание сказки уже терапевтично само по себе. Лучше сказку именно рассказывать, а не читать, - во-первых, потому что книжка, особенно с картинками, может отвлекать ребенка, во-вторых, потому что и сам терапевт будет вынужден отвлекаться на книгу. Рассказывая же, он сможет наблюдать за реакциями слушающего.
Терапевт и ребенок могут сочинять сказку вместе, одновременно драматизируя ее всю либо отдельные элементы. Ребенок может сочинять сказку самостоятельно. Самостоятельное придумывание продолжения сказки и ее рассказывание ребенком позволяет выявить его спонтанные эмоциональные проявления, которые обычно не отмечаются в поведении ребенка, но в то же время действуют в нем.
Метод «Рисование сказки»
Желательно после рассказывания сказку нарисовать, слепить или представить в виде аппликации. Рисуя или работая с пластилином, ребенок воплощает все, что его волнует, чувства и мысли, тем самым освобождаясь от тревоги или другого чувства, которое беспокоило. Для этих работ можно использовать как традиционные виды техник, - обычные краски или пластилин, - так и современные, например витражные краски или масса для лепки.
Метод «Изготовление кукол»
Любое изготовление куклы – это своего рода медитация, так как процесс этот изменяет личность, задействуя мелкую моторику рук, воображение, способность к концентрации. С научной точки зрения, в процессе изготовления куклы происходит включение механизмов проекции (переноса своих эмоций), идентификации (отождествления своей ситуации с ситуацией, в которую попадает герой) или замещения (изменение одних эмоций другими), что и позволяет добиться положительных результатов в решении проблемы.
Манипулирование куклами позволяет снять нервное напряжение.
С помощью использования кукол можно решить следующие задачи:
1. Проведение психодиагностики.
2. Достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции.
3. Приобретение важных социальных навыков, опыта социального взаимодействия.
4. Развитие коммуникативных навыков.
5. Становление психосоциальной идентичности мальчиков и девочек.
Метод «Постановка сказки»
При использовании кукол или игрушек все манипуляции с ними должны быть отработаны заранее: терапевт должен знать и учитывать такие нюансы, как:
- звуки речи следует направлять непосредственно ребенку;
- дикция должна быть четкой с достаточной силой голоса;
- необходимо адаптировать голос и речь к внутренней характеристике персонажа;
- движения психолога должны соответствовать содержанию и интонации произносимых им реплик.