Сказкотерапия - это воспитательная система, сообразная духовной природе человека, - набор способов передачи знаний о духовном пути души и социальной реализации человека.

Психологи выделяют такие виды сказок, как
1) художественные сказки:
а) народные;
б) авторские;
2) дидактические сказки.
3) психокоррекционные сказки.
4) психотерапевтические сказки.


В художественных сказках - как народных, относящихся к фольклору, так и авторских, литературных сказках, - собраны воедино все аспекты, присущие сказкам в целом. Художественные сказки создавались вовсе не для процесса психоконсультирования, но, тем не менее, успешно ему служат.

Народные сказки.
Наиболее древние народные сказки в литературоведении называются мифами. Древнейшая их основа – единство человека и природы. Для наших предков природа была живой, они воспринимали как живые и разумные все явления окружающего мира. Кстати, это свойство мышления очень развито у детей до 4-5 лет.
С точки зрения сказкотерапии мифы важны тем, что с их помощью можно показать: ожившие объекты окружающего мира способны действовать самостоятельно, они имеют право на свою собственную жизнь. Эта идея важна для формирования чувства принятия другого.

Сюжеты народных сказок также дают пищу для размышления в силу своего многообразия:
- сказки о животных
Дети до пяти лет легко идентифицируют себя с животными, поэтому сказки о животных лучше всего передадут маленьким детям жизненный опыт.
- волшебные сказки
Наиболее увлекательные сказки для тех, кому за 6-7 лет. Благодаря особенностям волшебных сказок ребенок исподволь воспринимает такие идеи, как:.
1) Разделение добра и зла, победа добра. Эта идея важна для развития стремления к лучшему.
2) Самое ценное достается через испытание, а то, что далось даром, может быстро уйти. Эта идея учит ставить цели и упорно добиваться их.
3) Вокруг нас множество помощников, но они приходят на помощь только в том случае, если мы не можем справиться с ситуацией или заданием сами. Эта идея важна для формирования чувства самостоятельности, а также доверия окружающему миру.
- страшные сказки
В современной детской субкультуре различают также и сказки-страшилки. Психологи считают, что здесь действует механизм детской самотерапии: многократно моделируя и проживая тревожную ситуацию в сказке, дети освобождаются от напряжения и приобретают новые способы реагирования.
 Для повышения стрессоустойчивости, и “отыгрывания” напряжения полезно использовать рассказывание страшилок в группе детей (старше 7 лет) и подростков.
- бытовые сказки
Бытовые сказки показывают способы разрешения конфликтных ситуаций, формируют позицию здравого смысла и здорового чувства юмора по отношению к невзгодам, рассказывают о маленьких семейных хитростях. Они достаточно сложны для восприятия. Поэтому бытовые сказки незаменимы в семейном консультировании и при работе с подростками, направленной на формирование образа семейных отношений.


б) Авторские сказки имеют большое количество личностных проекцией, и это является одновременно их плюсом и их минусом.
С одной стороны, они не так прозрачны, как народные сказки, в них не всегда есть четкое деление героев на "плохой-хороший", но, с другой стороны, в силу этого они могут быть более гибким средством воздействия в руках опытного терапевта.

2) Дидактические сказки создаются педагогами для преподнесения учебного материала. При этом абстрактные символы (цифры, буквы, звуки, арифметические действия и пр.) одушевляются, создаётся сказочный образ мира, в котором они живут. Дидактические сказки могут раскрывать смысл и важность определенных знаний.
Алгоритм дидактической сказки-задания:
1. Введение в сказочную страну, в которой живет одушевляемый символ. Рассказ о нраве, привычках, жизни в этой стране.
2. Разрушение благополучия. В качестве разрушителя могут выступать злые сказочные персонажи (дракон, Кощей), стихийные бедствия (ураган, ливень), тяжелое эмоциональное состояние (скучно, тоскливо, отсутствие друзей).
3. Обращение к ребенку. Только человек с добрым сердцем и знаниями может все спасти. Поэтому, чтобы восстановить страну, нужно выполнить определенное задание.

3) Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка.
Под коррекцией здесь понимается “замещение” неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение ребенку смысла ситуации, в которой он оказался.
Применение психокоррекционных сказок ограничено по возрасту (примерно до 11-13 лет) и проблематике (неадекватное, неэффективное поведение).
Алгоритм психокоррекционной сказки:
1.Герой: близок ребенку по полу, возрасту, характеру;
2. Описание жизни героя в сказочной стране так, чтобы ребенок нашел сходство со своей жизнью.
3. Проблемная ситуация, в которую попадает герой. Эта ситуация должна быть похожа на реальную ситуацию ребенка. Кроме того, рассказчик-взрослый приписывает здесь герою все переживания ребенка.
4. Герой начинает искать выход из создавшегося положения. Или рассказчик начинает усугублять ситуацию, приводить её к логическому концу, что также подталкивает героя к изменениям.
Герой может встречать существ, оказавшихся в таком же положении и смотреть, как они выходят из ситуации; он встречает “фигуру психотерапевта” - мудрого наставника, объясняющего ему смысл происходящего и пр.
Задача взрослого - через сказочные события показать ситуацию с другой стороны, предложить альтернативные модели поведения, найти позитивный смысл в происходящем. 5. Герой понимает свою неправоту и становится на путь изменений.

Психокорекционная сказка - вид сказки, в сочинении которой может попробовать себя любой взрослый, не обязательно быть для этого ни писателем, ни психотерапевтом. Важно помнить главное: у “плохого” поведения всегда есть причина.
И взрослый сначала должен выяснить, почему же ребенок выбирает именно "плохое" поведение. Варианты здесь такие:
1) Он желает привлечь к себе внимание. В этом случае в коррекционной сказке будут содержаться модели социально приемлемых, положительных способов привлечения внимания.
2) Он желает властвовать над ситуацией, взрослым, сверстниками. При этом в психокоррекционной сказке может быть предложена позитивная модель проявления лидерских качеств (ибо власть связана с выраженными лидерскими качествами): хороший предводитель прежде всего заботиться о своих друзьях.
3) Он желает за что-то отомстить взрослому. При этом в психокоррекционной сказке есть указание на искаженное видение героем проблемы и конструктивная модель поведения.
4) Ему страшно, тревожно, он желает избежать неудачи. В этом случае герои коррекционной сказки оказывают главному герою поддержку и предлагают способы преодоления страха.
5) У него не сформировано чувство меры. В этом случае психокоррекционная сказка может довести ситуацию до абсурда, показывая последствия поступков героя, и оставляя выбор стиля поведения за ним.

В создании психокоррекционных сказок нам поможет наш жизненный опыт. Ведь многие ситуации уже пережиты нами в детстве и мы можем поделиться этим с ребятами в сказочной форме.
Психокоррекционную сказку можно просто прочитать ребенку, не обсуждая. Таким образом мы дадим ему возможность побыть наедине с самим собой и подумать.
Если ребенок хочет, можно обсудить с ним сказку, сформулировать “сказочный урок”, проиграть ее с помощью кукол, рисунков, песочницы и миниатюрных фигурок.


4) Психотерапевтические сказки.
Они не всегда однозначны, не всегда имеют “традиционно” счастливый конец, но всегда глубоки и проникновенны. Психотерапевтические сказки часто оставляют человека с вопросом. Это, в свою очередь, стимулирует процесс личностного роста.
Многие психотерапевтические сказки посвящены проблемам жизни и смерти, отношению к потерям и приобретениям.
Психотерапевтические сказки создаются в процессе поиска смысла происходящих событий и проблемных ситуаций. Главный вопрос, на который призвана ответить психотерапевтическая сказка, - какой же позитивный опыт может содержаться в конкретной трудной ситуации? Сначала ответ этот должен найти психотерапевт. В этом случае сказка становится посредником между ним и человеком, пришедшим за помощью, защищая психотерапевта от эмоционального “заражения” проблемой. При этом условии он будет в состоянии посмотреть на ситуацию беспристрастно и подсказать человеку, нуждающемуся в психотерапевтической помощи, тот самый ответ, который и сможет помочь.

© skazkoterapia

Сделать бесплатный сайт с uCoz